top of page

Почему не строит тремоло Floyd Rose: погружение в технические нюансы

Любители подергать и покачать знают, что система тремоло Floyd Rose — это вершина немецкой тремольной инженерной мысли, впоследствии доработанная всеми производителями гитар, которые вы только можете предстваить. Однако, как и любая высокотехнологичная система, Floyd Rose требует точной настройки и обслуживания. Рассмотрим некоторые из самых распространённых проблем, которые могут привести к тому, что гитара начинает "не строить".


1. Проблемы с опорами тремоло

Одной из частых причин диссонансов является разбалтывание стоек тремоло. Это может быть вызвано люфтом втулок в дереве или резьбовых опор во втулках появляющимся с годами. Такое состояние приводит к нестабильности положения тремоло, что существенно сказывается на точности настройки. Также сами проточки под ноши тремоло в опорах могут быть замяты и закусывать тремоло, фиксируя в 2-х а то и 3-х промежуточных положениях при использовании рычага.

2. Повреждения ножей тремоло

Хотя это и не самая распространенная проблема (однако эксперты в комментах в наших соцсетях часто думают что это причина номер 1, потому что так сказал Вася на форуме в 2002 году), но замятые ножи, опирающиеся на стойки, могут искажать плавность и точность работы тремоло.

3. Износ мензурных винтов и седел

Сорванная резьба мензурных винтов и люфт седел, а также люфты винтов микроподстройки каждой струны, могут привести к нестабильности звука. Если эти компоненты не работают должным образом, струны могут легко сбиваться с настройки. Надо менять седла и/или перетачивать резьбу в станине.

4. Проблемы с креплением грифа

Если гриф плохо затянут в кармане, он может "гулять", что вызывает изменения натяжения струн и ведет к нестрою при использовании рычага тремоло.

5. Износ пружин

С течением времени металл пружин теряет свои упругие свойства, что снижает их способность возвращать тремоло в исходное положение. Это одна из основных причин, по которой система может начать "не строить". Менять пружины обязательно нужно раз в 2-5 лет, металл просто устает быть натянутым и растягивается, не желая возвращаться в исходное состояние. Так же как и айтишник в мегакорпорации устает, растягивает свое резюме и валит в мегакорпорацию побольше.

6. Люфт в саморезах гребенки

Саморезы крепления гребенки, на которую цепляются пружины, могут люфтить в дереве. Это можно решить пересверливанием отверстий, укреплением их, заменой саморезов.

7. Износ сухарей топлока и машинки

Если на сухарях топлока Флойда или мелких сухарях машинки образовались канавки от струн, это может дать струнам возможность ползти, что также влияет на стабильность строя. Иногда винты затягивающие сухари топлока могут плохо держаться в резьбе, то же самое может происходить с винтами зажимающими сухари в самой машинке.

И самое прикольное - пока вы не решите каждую из этих проблем, не смажете каждый узел литиевой (например) смазкой который двигается или трется, не проверите каждый винт/болт относящийся к каждой струне, не прочитаете мануалы флойда, ибанез эдж и не разберетесь в деталях, тремоло не начнет строить хорошо. Хорошо - это с отклонением одной-двух струн на 1-2 цента от желаемого строя. Хорошие флойды Gotoh, Schaller могут строить цент в цент - Ibanez Edge более капризные в настройке, но мастер может заставить его работать хорошо если сама гитара собрана и изготовлена качественно.



Если вы не любите ковыряться и тратить несколько часов на техническое обслуживание - обратитесь к нам в мастерскую, мы найдем и решим все причины нестроевича, вам останется лишь менять струны на тот же калибр, что и при отстройке, и периодически смазывать места трения.

Если хочешь финансово поддержать гитарных мастеров.

Забегая вперед - такие прогнутые грифы на новых инструментах мы видим частенько, но чтобы настолько - впервые.


Прогиб всего каких-то 3мм вместо положенных 0,3 мм.

5-струнный Jazz Bass приехал из Павлодара в Алмату. Гриф пересушен, прогиб огромный, анкер сорван. Пробуем отогреть накладку и переклеить, поменять анкер- вдруг поможет.


Греем, пропекаем, карамелизуем.


Опа, а там стержни-то из карбониума внутри.

Карбоновые стержни что-то совсем не помогли этому грифу. После снятия накладки прогиб еще увеличился. Закрадываются смутные сомнения, что гриф ремонту не подлежит. Ну да ладно -вытащим анкер, переклеим стержни, может напряжения снимутся. Накладку отложим, поскольку она практически ровная и кусок палисандра неплохой.

На видео выбиваем анкер, просверлив в нем отверстие под импровизированный упор из шестигранного ключа. Перед этим предварительно был просверлен стопор анкера в пятке грифа, иначе стержень никуда бы не сдвинулся.

Качество стали у анкера - пластилин № 3.

Затем снова греем гриф, чтобы демонтировать карбон.

Ему очень плохо.

Процесс вытаскивания разогретых карбоновых стержней довольно скучный - подцепил отверткой и готово.

Прогиб всего каких-то 7 мм.

Без стрежней прогиб по центру грифа доходит до 7 мм. Естественно, дальше продолжать реанимацию смысла не имеет.

Обмеряем гриф, заказываем новый современный двухсторонний анкер (а не односторонний прутковой пластилиновый как в оригинале), делаем 3-д модель и пишем программу для ЧПУ, попутно закупая дерево. Удивило то, что имея обход санкций благодаря нашей мастерской в Алмате, мы не нашли НИГДЕ в мире готовых лицензионных грифов на Fender Jazz Bass 5. Только на заказ. Ну а зачем нам на заказ, если мы и сами можем.

Анкеры высочайшего качества можно купить в https://vk.com/guitarscraft

Заготовку печеного ясеня идеально радиального распила заказываем в https://musicwood.ru/

Накладку оставляем старую, поскольку она довольно ровная, а лады абсолютно новые.

Устанавливаем на ЧПУ, примеряем и фрезеруем.

Фрезеруем обратную сторону грифа

Делаем ореховую вставочку вместо пластика, почти по всем канонам и феншуям гитарным.

Теперь-то звук придет.

Финальные этапы приклейки накладки (оставили родную), шлифовки, покрытия матовым лаком, торцовки и шлифовки ладов, восстановления инлеев совершенно скучные, потому их здесь нет (забыли фотографировать как обычно).

Ниже листаем результат :)


Почему бы не сделать высоту струн на 5-струнном басу как на электрогитаре. Да, сустейн чуть подубавится, поскольку от большой амплитуды колебания струна гасится об лады. Но все ноты на месте, постороннего дребезга нет, прогиб 0,2 мм.

Стоимость всех работ по этому инструменту на момент написания статьи включая материалы составила 450$. Бас, кстати, очень хорошо звучит и резонирует в руках.


Это одна из тех историй, когда происходит что-то ужасное, и внутри все сжимается. Ты подбегаешь к окну и видишь как любимый Framus летит из него к земле. И все как в замедленной съемке…

Хорошо, что Framus делают свои грифы из овангкола — очень плотного, прочного и твердого дерева, ведь краснушные гибсоны выглядят так же просто после падения со стойки. Материал позволил предотвратить фатальные повреждения.

Клиент из другого города прислал гриф вот в таком состоянии, с бесследно исчезнувшим куском дерева. Делать из грифа эпоксидную стол-реку нам не хотелось, потому приняли решение клонировать голову и установить ее на место старой.

Гриф на столе станка, рядом заготовка овангкола.

Такие истории обычно начинаются с поездки на склад экзотической древесины и перекидывания целого паллета тяжелого овангкола в поисках одного подходящего кусочка.

После овангкола закупаемся натуральным перламутром для изготовления инкрустаций на голове. Заказывать нужно с запасом, и выбирать из партии наиболее равномерные по толщине кусочки.

Вот такие пластинки приезжают.

После подбора пластинок закупаемся картоном и вымачивая его в специальной эпоксидке, превращая его в микарту. ИННОВАЦИОННЫЙ СУПЕР-ПУПЕР МАТЕРИАЛ, ДАЮЩИЙ НЕВЕРОЯТНЫЕ ОБЕРТОНА (с) (нет, просто бумага со смолой), который использует большое количество производителей в качестве заготовок для шпона на голове и накладок на грифе. Материал получается дешевле дерева, меньше реагирует на изменения влажности и хорошо обрабатывается на станках. Поскольку оригинальный шпон на фрамусе из него, мы делаем так же.

После наступает время многочасового моделирования новой головы из ничего. Конечно же, никаких 3-д моделей головы в интернетах не существует, потому мы сканируем эту, обрисовываем ее и вставляем в программу 3-д моделирования Autodesk Fusion.

Виртуальная голова фрамуса.


Первым на станке вырезается шпон, чтобы сопоставить его с размерами реальной головы, затем модель и программа корректируются. Таких итераций было 3 и кончилась почти вся заготовленная микарта. Как только требуемая точность модели достигнута, можно вырезать саму голову, которая «надстраивается» в модели по контуру примеряемого шпона.


Заготовки шпона и оригинальная голова.

На фото последняя итерация шпона уже инкрустирована вырезанным перламутром. Он точно так же обрабатывается на чпу по отрисованной модели, и фрезеруется из заготовленных кусочков с последующей микроподгонкой под шпон.

Перламутр вклеивается в шпон.

После косметических манипуляций со шпоном вырезаем окончательную заготовку головы, попутно морщась от прекрасного (нет) запаха овангкола. Разумеется, отфрезеровать на чпу двухстороннюю 3-д заготовку — не новичковая задача, но имея опыт каждодневной двухторонней фрезеровки гитарных корпусов, выполнимая.

Да, В промежуточных этапах все выглядит не так уж привлекательно. Иногда вам вообще лучше не видеть, что происходит в промежутке — а то волосы на одном месте будут шевелиться.

Рабочий процесс и неудачный клон головы рядом.

Разумеется, серийник тоже необходимо скопировать на новую голову.

Почти 100% клон

Шпон приклеивается на заготовку клона.

Далее наступает очередь уничтожения разлохмаченного участка на самом грифе. Для этого он устанавливается в специально подготовленный шаблон и фрезеруется по хитрой программе, чтобы не задеть анкерный стержень.

Фрезеруем гриф в специализированной оснастке (собрали из того, что рядом лежало)

Притираем гриф к голове, устанавливаем внутрь усиливающие стальные стержни, чтобы предотвратить сдвиг двух торцев друг относительно друга и склеиваем гриф и голову. Очень удобно, что анкер здесь компрессионный и с помощью него можно было поджать заготовки друг к другу дополнительным усилием.

После наступает очередь рашпиля и абразивов, чтобы придать заготовке плавную форму и сделать волюту (утолщение) на голове.

Далее ручное замешивание нескольких морилок, чтобы попасть в родной цвет, и покрытие задней поверхности грифа маслом, а передней матовым лаком. Конечно же, хотелось бы еще фоток — но, как всегда водится, ты увлекаешься процессом и забываешь снимать.

Готовый гриф



Новый костяной порог


Серийник специально не стали прокрашивать для лучшей читаемости.

Разумеется, любой специалист при взгляде на инструмент узнает, что здесь был ремонт головы, но осознание того, что это новая голова придет не сразу.

Ремонт получился чрезвычайно интересным, а результат прекрасно демонстрирует возможности Easy Fix. Да, такие вещи не делаются быстро и стоят дорого, но история ценна как для владельца инструмента, так и для нас, а совмещение творческого и инженерного подхода является чрезвычайно приятным и олицетворяет весь подход мастерской и каждого ее члена к общему делу.


bottom of page